7 видов бюджета: подробное объяснение
Предприятия готовят бюджеты для финансовых прогнозов и оценки эффективности. Бюджет служит многим целям для любого бизнеса, в том числе; Планирование, контроль, измерение производительности, мотивация и общение. В зависимости от целей и характера выделяют различные виды бюджета, их можно разделить на различные категории.
Руководство может использовать различные подходы к бюджетному процессу. По характеру или характеристикам бюджеты можно разделить на две категории:
- Фиксированные бюджеты
- Гибкие бюджеты.
По бюджетному подходу бюджет можно разделить на четыре основные категории:
- Дополнительные бюджеты
- Бюджеты с нулевой базой
- Бюджеты на основе деятельности
- Скользящие бюджеты
При традиционном подходе к составлению бюджета каждое действие бизнеса должно оставаться статичным. Фиксированные бюджеты выделяются для каждого вида деятельности отдельно. Как следует из названия, фиксированные бюджеты:
«Бюджеты, которые должны оставаться неизменными независимо от фактического уровня изменения деятельности»
Этот подход использует исторические данные и корректирует ожидаемую инфляцию или дефляцию в оценках. После распределения бюджетов руководство следит за достижением прогнозируемых результатов. Эти типы бюджетов наиболее трудны для достижения, так как отклонения неизбежны.
Гибкие бюджеты назначаются видам деятельности путем их разделения на постоянные и переменные затраты. При таком подходе каждое действие может изменить уровень фактических результатов; следовательно, бюджетирование также может быть изменено и скорректировано.
В быстро меняющейся бизнес-среде отклонения неизбежны. Гибкие бюджеты позволяют вносить коррективы на каждом уровне деятельности и помогают руководству достигать поставленных целей.
Гибкие бюджеты также предлагают высшему руководству обзор операционных и плановых отклонений путем сравнения пересмотренных бюджетов с первоначальными, а затем с фактическими результатами.
В зависимости от стиля управления и иерархии типы бюджета можно разделить на категории подходов к составлению бюджета.
При таком подходе руководство начинает с данных за предыдущий год, добавляет «приращения» к предыдущим бюджетам и готовит новые бюджеты.
В этом простом подходе в качестве отправной точки берутся результаты предыдущего года, и учитываются любые корректировки отклонений. Такой подход подходит для крупного бизнеса со стабильной долей рынка и статическими темпами роста.
Этот подход к составлению бюджета не учитывает предыдущий уровень деятельности, а скорее рассматривает каждую деятельность как новую. Другими словами, требуется обоснование каждого фактора затрат, а уровень активности считается с нуля. Бюджетирование с нулевой базой формируется поэтапно от планирования до распределения:
- Каждое действие определяется индивидуально на уровне управления.
- Затем для каждого действия назначаются затраты и связанные с ним доходы.
- Затем мероприятия оцениваются и ранжируются в соответствии с приоритетом распределения бюджета.
- В зависимости от приоритета каждому виду деятельности назначаются бюджеты
Тесно адаптирован из метода учета затрат по видам деятельности, который учитывает переменные накладные расходы. Его можно определить как «метод составления бюджета, основанный на уровне деятельности и использующий факторы затрат для выявления отклонений».
Накладные расходы составляют большую часть общей себестоимости единицы продукта, а драйверами затрат являются действия, связанные с этими накладными расходами.
Бюджетирование накладных расходов может предоставить руководству полезную информацию об общих затратах и прибыльности продукта. Этот метод бюджетирования особенно полезен на производственных предприятиях с различной продукцией и уровнями производства.
Традиционно бюджеты составляются на один год и более. Быстро меняющаяся бизнес-среда требует быстрой реакции на изменения рынка. Часто сезонный спрос или появление нового конкурента вынуждают руководство менять объемы производства.
Скользящий бюджет постоянно обновляется по истечении каждого бюджетного периода. Это часто может быть «свернуто» или обновлено ежемесячно или ежеквартально.
Современный подход к бюджетированию заключается в постоянном изменении и адаптации к изменениям бизнес-среды как с внутренними, так и с внешними факторами.
Этот подход требует большей гибкости, оперативности и коллективного подхода, которого часто не хватает в традиционном бюджетировании.
Этот подход постоянно обновляет бюджеты ежемесячно или ежеквартально, как и в подходе скользящего бюджета.
Ключевые показатели эффективности и критические факторы успеха, в конечном счете, регулярно отслеживаются, что обеспечивает надежную работу и меры контроля для руководства.